Но и это – только малая часть. Благодаря тайчи, у человека появляется возможность гармонично развивать все составляющие: физическую, эмоциональную, ментальную и духовную структуры.
Говоря о тайцзи, как о целостной системе, можно выделить четыре основных аспекта: оздоровительный, прикладной, энергетический, мировоззренческий.
Оздоровительный
Нет низких и неудобных стоек и позиций, которые нагружают мышцы и суставы, ломают костную структуру. На занятиях даются практики, направленные на комплексное оздоровление организма. Изучаются упражнения на выстраивание физической структуры тела, снятия лишнего напряжения с мышц, укрепление связок. В систему гармонично вписаны дыхательные гимнастики, способствующие развитию энергетических центров, оздоровлению внутренних органов, восстановлению костного мозга и вегетативной нервной системы.
Тайцзи прежде всего хорошо тем, что оно доступно людям любых возрастов и любого физического развития. Никогда не поздно начать! Упражнения просты и очень полезны для всех систем организма. Например, упражнения на единство тела благотворно влияют на костную структуру, связки, снимают излишнее напряжение с мышц, а также гармонизируют работу полушарий головного мозга. Выстраивание структуры тела даст возможность устранить излишние напряжения, центрироваться, сформировать «телесный ум». Центрированность физического тела, как следствие, приводит к эмоциональной центрированности и проработке психофизических блоков.
Прикладной аспект
Не нужно повторять десятками тысяч раз формы для того, чтобы понять их суть – изучение защитной и ударной техники на занятиях включает в себя расшифровку применения в реальном бою.
Регулярная работа в парах направлена на отработку технических элементов, чувства дистанции, а также развитие координации.
Отработка ударной техники и техники защиты ярко демонстрирует эффективность в реальном бою.
Физическая подготовка и специальная эмоциональная настройка воина – основная задача прикладного аспекта Тайцзицюань. Важной задачей здесь является воспитание воинских качеств: мужество, безжалостность, непреклонность, уверенность, сила духа и т.д.
Энергетический аспект
Часто можно услышать – где внимание, там и энергия. На занятиях мы учимся управлять вниманием как основным инструментом управления энергией. Уделив этому аспекту время и потратив определенную долю усилий, у человека открываются удивительные способности и значительно расширяется спектр его возможностей.
С точки зрения управления энергией можно заметить, что наиболее грубая форма энергии – физическая. Именно поэтому обучение начинается с управления усилием опоры, сначала в себе, а затем – в партнёре.
По мере развития внимания и изучения специальных энергетических комплексов, направленных на усиление поля и энергетической структуры, у человека формируются навыки нефизического воздействия на партнёра. В данном случае ученик переходит на уровень работы с энергетикой и обучению управления тонкими процессами. Одними из предвосхищаемых результатов являются бесконтактное воздействие на человека, управление силой намерения противника, влияние на волевой центр и многое другое.
Необходимо заметить, что данные знания могут быть переданы лишь ученику, достигшему определённого уровня ментального развития, чьи действия руководствуются лишь добрыми намерениями и созидательными побуждениями. Данные техники будут использоваться лишь на благо (например, в целительстве) и никогда – во вред. В противном случае ущерб и кармическую ответственность на всех уровнях понесет сам ученик.
Мировоззренческий аспект
Не нужно защищаться, нужно быть защищенным – один из основных философских принципов тайчи. Этот принцип также находит отражение как на физическом, так и на эмоциональном плане. Работа с эмоциями, выработка правильных реакций не только на физические, но и на эмоциональные взаимодействия – одна из главных задач воинского искусства. Упражнения вырабатывают универсальную «текучесть, гибкость», которая дает возможность быть устойчивым на всех планах, уверенным, стабильным и спокойным.
На наших занятиях также даются ключи для достижения эмоциональной центрированности и избавления от негативных черт характера, которые так мешают социальной жизни. На первый план выходит понятие самосовершенствования, а жизнь приобретает осознанность и цельность.